

Первый лед на водоемах рыхлый и непрочный. В это время выходить на его поверхность…
29.10.2019 в ГУО "Ясли-сад №117 г.Гомеля" прошёл День Здоровья. Как хорошо вволю побегать, попрыгать и…
14.10.2019 г. в ГУО "Ясли-сад № 117 г.Гомеля" прошло развлечение посвящённое Дню Матери. Этот праздник…
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ И СЕМЬЯМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
12.04.2017 04:09 |
Влияние неправильного воспитания в неблагополучных
семьях на поведение и характер ребенка 1. Гиперпротекция "Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему" Ограничение его самостоятельности Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность. 2. Условия повышенной моральной ответственности "Не хочу иметь такого ребенка" Никогда не хвалят, отсутствие системы поощрения, часто ругают Подавление желаний, неуверенность в себе, страх 3. Условия эмоционального отвержения "Ненавижу всех детей", "Не стану из-за них расстраиваться" Отчуждение, избежание контактов, жесткие поступки Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие. 4. Гипопротекция "Делай, что хочешь, только оставь меня в покое" Отсутствие внимания и интереса к увлечениям и переживаниям детей Агрессия, асоциальное поведение 5. Условия жестких взаимоотношений "Ты мне надоел, от тебя все мои несчастья" Частые наказания, побои Высокий уровень агрессивности, серьезные нарушения межличностных отношений
Никто не станет отрицать, что для благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, благополучная семья, способная обеспечить основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: • физиологические потребности (в питании, в сне, отдыхе); • потребность в безопасности (жилище, социальная и материальная защищенность); • потребность в любви и уважении. В неблагополучных семьях складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов. Прежде чем мы раскроем особенности работы с неблагополучными и семьями группы социального риска, рассмотрим типы семей. Патриархальная семья включает несколько поколений (четыре). В такой семье ее члены живут вместе, начиная с детей и кончая бабушкой и дедушкой по отцовской и материнской линии. В настоящее время дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений. Вместе с тем, часто случается, что взрослые дети, не решив жилищных проблем, возвращаются к родителям. Нуклеарная семья состоит из мужа, жены и одного или двух детей. Многодетная семья состоит из мужа, жены, троих и более детей. Молодая семья — это супружеская пара с детьми или без них в первом браке. Возраст такой семьи не старше пяти лет. Большинство этих семей живут с родителями, это, например, семьи студентов. Неполная семья — семья с одним родителем, чаще всего им является мать, реже — отец. Такая семья — результат развода, смерти или долгого проживания одного из родителей. Дети в результате разводов родителей получают глубокую психофизическую травму (теряют аппетит, сон, бодрость, чувствуют неуверенность, испуг, переживают за родителей и за свое положение, неполноценно развиваются в морально-эмоциональном плане из-за отсутствия тепла, любви, ласки, заботы отца или матери, становятся агрессивными (особенно мальчики) по отношению к сверстникам, взрослым людям, могут даже отрицательно относиться к будущей семейной жизни). Внебрачная семья включает одного или нескольких детей к мать, которая не состояла в браке. Кроме тяжелых материальных условий эта семья переживает и отрицательное отношение со стороны общества. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца, мальчики более уязвимы, чем девочки. В воспитании ребенка в такой семье часто отрицательное влияние оказывает сильная любовь матери, которая старается желанное дитя оградить от окружения, Отец в большинстве таких семей воспитанием ребенка не занимается. Семья в повторном браке (измененная семья) — это семья с двумя родителями, где могут быть дети как общие, так и от прежних браков. Проблемы чаще всего связаны с нарушением детско-родительских отношений, особенно когда у родителей появляется общий ребенок в браке, Особую категорию составляют семьи, созданные после смерти одного из супругов в предшествующем браке. Дети остро переживают смерть отца или матери, и это сказывается на отношениях с отчимом или мачехой. Семья «маленькая мама» — это семья, в которой женщина рожает ребенка, не достигнув совершеннолетнего возраста, чаще всего это школьница. Появление в современном обществе этой категории семей рассматривается как нарушение брачно-семейных норм. Вместе с тем, число несовершеннолетних мам растет, поэтому необходимы меры по социальной защите и помощи им со стороны государства и общества. Как правило, «маленькая мама» приводит в дошкольное учреждение своего ребенка, так как это экономически выгодно ей. Важно оказать поддержку, профессиональную помощь такой маме, ибо она, по сути, сама еще ребенок и нуждается в ней как никто другой. Кроме перечисленных выше, следует выделить и такие типы семей: • семьи опекунов и усыновителей; • семьи беженцев; • семьи военнослужащих; • семьи эмигрантов; • семьи верующих; • студенческие семьи; • семьи, где больной ребенок или инвалид; • многодетные семьи, где 5-10 и более детей; • семьи, где родители — наркоманы, алкоголики, мать — проститутка; • семьи, где родители находятся в тюрьме или вернулись из неё. Почти все эти типы семей, кроме патриархальной и нуклеарной, относятся к группе социального риска. Группы риска — категории населения, в том числе дети и подростки, более других склонные совершать аморальные или уголовно наказуемые поступки. Какую же семью мы относим к категории неблагополучных? В первую очередь сюда относятся: • семьи, ведущие асоциальный образ жизни (пьянство, алкоголизм, проституция, воровство и т. п.); • семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, т. е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие, безнадзорность и т. п.; • семьи с очень низким материальным достатком. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно негативно сказывается на ребенке. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры, скандалы. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, увидишь, что ее сплоченность — лишь видимость. По существу она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет уважения друг к другу, тепла, взаимопонимания. Таким образом, неблагополучная семья, в первую очередь, та, где имеются явные дефекты воспитания. Критерием является отношение к ребенку. Поэтому некоторые внешне благополучные полные семьи являются неблагополучными в плане воспитания детей. Дефекты воспитания — это и есть первый и главный показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степени благополучия или неблагополучия семьи — только отношение к ребенку. Только система отношений «семья – ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная. Стало быть, говорить о ребенке в неблагополучной семье — значит, говорить о том, • какие факторы влияют на неблагополучие семьи; • как отражается семейное неблагополучие на ребенке; • как такой ребенок может нарушить спокойствие семьи; • что должны — хотя бы в общих чертах — предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку — ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных условиях. Факторы неблагополучия семьи О неблагополучии семьи свидетельствуют следующие факторы: 1) пьянство родителей. Оно может оказаться роковым для малыша не только в детские годы, но и на протяжении всей его жизни. Из-за него дети попадают в детские дома, из-за него дети лишаются родителей. 80% семей, не способных обеспечить воспитание детей, поражены пьянством. Это означает, что 80% таких семей состоит из отца-пьяницы или матери-пьяницы, либо оба родителя пьют; 2) депривация (лишение ребенка эмоционального, сенсорного, социального благополучия). Иными словами, заброшенность ребенка, его неухоженный вид. В 60-е годы XX столетия модным стал термин «депривация» (в переводе с латинского — лишение). Депривация — это состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически недостаточной средой Различают три вида депривации: эмоциональную, сенсорную и социальную. Под эмоциональной депривацией понимают длительное отсутствие ласки, заботы, человеческого тепла и понимания. Сенсорная депривация — это лишение ребёнка физического, телесного контакта; прикосновения, объятия, поглаживания, поцелуя. Социальная депривация – это результат недостатка социальных влияний: безнадзорность, изоляция от психически здоровых детей и др.; 3) жестокое, неуважительное отношение к ребенку, проявляющееся в физическом и психическом насилии; 4) бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей; 5) безнравственность родителей, наличие аморального стиля и тона отношений в семье; 6) отсутствие благоприятного психологического климата в семье: 7) авторитаризм или либерализм, безнаказанность и всепрощенчество по отношению к детям; 8) наркомания, тяжёлые хронические и инфекционные заболевания родителей. Проблемы воспитания в неблагополучной семье В неблагополучных семьях существуют проблемы (а порой их собирается целый букет), которые негативно влияют на воспитание и развитие ребенка. Среди них следующие: 1) материальные проблемы. Они могут быть связаны с безработицей одного или обоих родителей, с их низкой заработной платой, неумением планировать и расходовать семейный бюджет, с пьянством и др. Ребенок уже с дошкольного возраста замечает разницу в материальном достатке своей семьи и своих обеспеченных сверстников, которые имеют красивые игрушки, вкусные лакомства, компьютерные игры и т. д. У него зарождается зависть, желание быть богатым, все иметь. Отсюда — и детское воровство, и агрессия. 2) недостаток времени, в том числе для совместных дел, общения с ребенком. Мать постоянно занята работой, домашними дела. ми, собой; отец – зарабатыванием денег, своими проблемами Времени для ребенка у таких родителей практически нет; он чувствует раздражение, усталость и замыкается, отдаляется. Особенно это ощутимо, если мать одна воспитывает сына. Это расстояние постоянно увеличивается, и, когда ребенок подрастает, он старается избегать мать, компаний друзей, уходит из дома, грубит и пр.; 3) неполная семья. Это состояние очень неблагоприятно для ребенка: отсюда эгоизм из-за того, что мать и другие родственники чтобы компенсировать отсутствие второго родителя, балуют, заласкивают, потакают его прихотям; 4) непослушание детей из-за непонимания родителями их причин. Многие родители решают эти проблемы с помощью жестоких наказаний, окриков, унижений, оскорблений детей; 5) безотцовщина, бедность, агрессивность, которые, как правило, сочетаются. Все это очень уродует детские души. Став взрослыми, многие избиваемые дети сами становятся садистами — эстафета зла и жестокости становится бесконечной; 6) вещизм. Если в доме постоянно ведется разговор о вещах, их приобретении, то и ребенок старается проникнуться интересами близких. Как уберечь детей от ненормальной привязанности к вещам? Ведь многие не жизнь любят, не деятельность, не творчество, а вещи. Они рабы вещей. Вещизм в семье — признак ее неблагополучия, он ведет к пресыщенности. А последствия этого могут быть самые разнообразные, вплоть до патологических. Есть одно средство от пресыщенности, от лени, от печали, раздражения. Это любой труд, труд на пользу людям; 7) проблема инфантилизма. Главным образом она характерна для мальчиков, будущих мужчин. А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» писал: «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел». Те, кто вовремя не созрели, в чьем поведении и характере сохраняется много детского, и есть психически незрелые люди, т. е. инфантилы. Например, с кого брать пример мальчику, вступающему и жизнь? В детском саду, в семье, где в основном мать воспитывает сына (из каждых 10 мальчиков половина, а порой и больше растут без отцов), а в дальнейшем в школе и т. д. — нигде он не обнаруживает мужчин. Мальчишка с раннего детства приучается к тому, что вокруг него одни только женщины, окружающие его чрезмерной любовью: ведь на сына одинокие матери, как правило, переносят и любовь к отсутствующему мужчине. Поэтому у многих мальчиков образуются нахлебнические склонности, равнодушие, нежелание брать на себя ответственность. Подобное оранжерейное воспитание также ни к чему хорошему привести не может; 8) проблема дети современных «Кармен». «Любовь свободна и не знает границ»,— пела Кармен. Когда мама постоянно «влюбляется», она и не представляет, не понимает пагубности для дочери (или сына) собственного поведения. Судьба детей эгоистичных и безжалостных «Кармен» разная: одни подражают матерям, а другие пылают презрением к материнской философии и становятся сдержанными, сухими, правильными, потом могут появиться психическая анорексия, дисгармония. Нынешних «Кармен» ничто не останавливает в их эгоистических страстях. Многие подбрасывают своих детей бабушкам, иногда даже случайным людям, а нередко оставляют в неврологических санаториях или детских домах; 9) «измененная» семья (семья в повторном браке). Проблемой в такой семье являются отношения отчима или мачехи к неродным детям. Особенно ситуация осложняется, если родился общий ребенок. Какие чувства обуревают старшего ребенка? Ревность, злость, ненависть, чувство заброшенности, одиночества. Много проблем вызывают ситуации при решении вопроса свиданий с ребенком отца, бабушки или дедушки. Бывают ситуации, когда создание новой семьи ставит женщину перед выбором: ребенок или муж. И, к сожалению, женщина иногда делает выбор не в пользу ребенка, тогда ребенок чаще всего живет с бабушкой и дедушкой. Психика ребенка очень хрупка, различные стрессовые ситуации, которые ребенок пережил когда-то, влияют на его психическое развитие. Ребенок может столкнуться со следующими, ситуациями, связанными со стрессовой обстановкой в семье, которая может повлиять на его психологическое благополучие: • смертью матери, отца; • смертью бабушки, дедушки; • смертью других близких на глазах ребенка; • тяжелой болезнью или травмой у матери, отца; • частыми разлуками с родителями; • разводом родителей (для ребенка это невыносимая трагедия) • появлением в семье мачехи (отчима); • постоянными ссорами между родителями; • постоянными ссорами между родителями и ребенком; • появлением в доме детей отчима или мачехи; • рождением в семье совместного ребенка родного и неродного родителя; • пьянством родителей, наркоманией; • избиением матери отцом; • наказанием ремнем; • и др. Реакция детей на психическое и физическое неблагополучие в семье: — замкнутость, уход в себя; — агрессия, жестокость, озлобленность; — непослушание, грубость; — плаксивость, забитость; — заикание; — неврастенические реакции: страхи, тики; — уход из дома; — суицид. Следует отметить следующее: чтобы ребёнок чувствовал себя благополучно, многие родители должны изменить себя. Педагоги могут помочь им: 1) осознать, обозначить для себя проблемы, существующие в их семье; 2) сделать практические шаги к устранению этих проблем; 3) в случае необходимости обратиться за помощью к специалистам: социальному педагогу, воспитателю, психологу, психиатру и другим специалистам. Фиксировать работу с неблагополучными семьями можно в виде картотеки, где отмечаются сведения о данной семье и ребенке или в «Карте неблагополучной семьи». Работу с неблагополучной семьёй необходимо осуществлять в трёх уровнях: профилактическом, диагностическом и реабилитационном (коррекционном). Профилактический уровень Профилактика — это комплекс превентивных (предупредительных) мер, проводимых путём организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. На данном уровне необходимо предоставлять достоверную информацию для родителей, которая способствовала бы предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей. С этой целью можно разработать специальную программу педагогического образования родителей. Например, при работе с семьёй, живущей в плохих санитарно-гигиенических условиях или применяющей физические наказания, необходимо объяснить членам семьи пагубное влияние и последствия этих условий на воспитание ребёнка, предложить рекомендации по соблюдению санитарных правил гигиены тела и жилища, объяснить сущность методов гуманистического воспитания. Педагогическое образование родителей этой категории направлено на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым могут привести их действия. При составлении программы педагогического образования необходимо учитывать, что большинство из родителей не имеют специального педагогического образования. Кроме того, программа должна быть направлена: • на творческое усвоение знаний, с тем чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания; • формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать наиболее эффективные решения; • взаимное обогащение опытом детско-родительских отношений. В программу целесообразно включить: • вопросы основных закономерностей и базовых этапов развития ребёнка, возрастных психологических факторов становления личности ребёнка; • такие проблемы, как роль матери, отца во взаимоотношениях с ребёнком на ранних стадиях его жизни, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье; • понятие возрастных кризисов; • приёмы адекватной оценки поступков ребёнка, поощрения и наказания. Эффективность профилактической деятельности педагога напрямую связана с правильным выбором способов общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное общение при встрече, а также упрёки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создастся психологический барьер из-за чего человек не сможет адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения. К встрече, беседе с родителями данной категории необходимо тщательно готовиться. Перед родителями, которые предъявляют завышенные требования к ребёнку, педагогу необходимо постараться раскрыть как можно больше реальных достоинств ребёнка Можно предложить таким родителям понаблюдать за ним и постараться понять, почему он плачет, капризничает, агрессивен и т. д. Научившись наблюдать за своим ребёнком, они смогут самостоятельно изменить свою реакцию на его поведение. Диагностической уровень Диагностика – длительный этап, требующий неоднократны) встреч с семьёй, а также с другими людьми. Диагностика служи отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьёй. Здесь возможны два варианта деятельности педагога (воспитателя, социального педагога, психолога): а) при добровольном обращении родителей — оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации специалиста; б) при недобровольном обращении — сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи. Обязательными этапами диагностики являются: • сбор информации; • анализ информации; • постановка социального диагноза. На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы: • наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики родителей); • беседа — равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану; • анкета (письменный опрос); • тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик). Широко используются в диагностике: • карточные методики. Они позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчают работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигрантами, замкнутыми), оказывают успокаивающее действие; • проективные методики (разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательного влечения, скрытой агрессии, переживания); • ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений; • экспрессивные методики, основанные на рисовании (рисунок семьи, рисование себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом; • анализ документации; • выборочный, содержательный анализ. В работе с неблагополучной семьей составляются различные документы, необходимые для отчетности, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для защиты своих интересов, для дальнейшей работы с семьей; • метод социальных биографий - сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, соседей, переписка, семейные альбомы. Этот метод используется социальным педагогом в работе с теми детьми, родителями, проблемы которых берут начало в семье, её традициях. В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, могут помочь опрос соседей, разговор с самим ребенком. Реабилитационный уровень Этот уровень является важнейшим в системе работы с неблагополучной семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация — это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это навлечь на него дополнительную опасность. Реабилитационная работа осуществляется на индивидуальном, групповом и общинном уровне. На индивидуальном уровне реабилитационной работы используются такие методы, как консультирование. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знание консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме влияние его личности. Методы, приемы консультирования: • беседа; • включенное наблюдение; • убеждение; • одобрение или осуждение. Очень важно находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины; • прием активного слушания; • прием парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами; • прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, что бы показать клиенту противоречие в его суждении, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению общением и разрыву отношений. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиент: вскрытия его противоречий. Групповой уровень реабилитационной работы Группа — это объединение людей, связанных общими интер* сами, деятельностью, местом жительства и др. Методами групповой реабилитации являются: беседа, лекция, дискуссия, собрание, тренинг. Одна из эффективных стратегий групповой работы — применение тренинга. В ходе тренинговых занятий используются многие формы индивидуальной и групповой форм работы: мини-лекции, беседа, видеоаудиоматериалы, приемы арттерапии, игротерапии, мозгового штурма, интерактивные методы и др. Тренинг требует от ведущего тщательной предварительной подготовки: выработки плана, программы; создания тренинговой группы из 8-10 человек, решения организационных вопросов, подготовки помещения, определения общей стратегии действия. Этапы тренинга: • приветствие, знакомство. •решение организационных вопросов: определение цели, времени, знакомство с базовыми правилами тренинга. Одно из обязательных правил: каждый может свободно говорить в любое время, но запрещены все виды ругательства и насилия. • Возникновение «чувства группы», когда родители, участники тренинга, преодолевают опасения по отношению друг к другу, начинают что-то значить друг для друга, снимают маски. • Подведение итогов, получение обратной связи, сравнение полученных результатов с ожидаемыми. • Прощание. По договоренности участников отдельные их высказывания, мнения, успешная деятельность могут сопровождаться аплодисментами. Полагаем, что целенаправленная работа педагогов, родительской общественности и заинтересованных учреждений поможет хотя бы частично решить проблемы детей из неблагополучных семей, а также пробудить в этих родителях совесть и ответственность за собственных детей. Тогда, наверное, станет меньше детей-сирот при живых родителях, меньше детских душ будет сломлено таким антисоциальным злом, как алкоголизм, распущенность, тунеядство, наркомания. Некоторые советы педагогам * Неблагополучные, «трудные» родители требуют особого подхода при общении с ними. Искусству общения с такими родителями нужно учиться, проявляя максимум такта, терпения, знаний. * Не рискуйте при проведении домашнего визита в семью алкоголиков, наркоманов. Это может быть опасно. Пригласите собой представителя родительского комитета или социального педагога, психолога и др. (например, общественного инспектора по охране прав детства). * Своевременно информируйте заинтересованных ответственных лиц о фактах неблагополучия ребенка в семье, нарушениях родителями его прав. * Индивидуальные формы работы наиболее эффективны при общении с данным контингентом родителей. * В ситуации, угрожающей здоровью и жизни ребенка, необходимо немедленно принять меры по ограждению его от негативного воздействия родителей, вплоть до лишения родительских прав. Литература: А.А. Гуз Родители и педагоги: шаг навстречу // Академия последипломного образования.– Мн., 2004. |