

Первый лед на водоемах рыхлый и непрочный. В это время выходить на его поверхность…
29.10.2019 в ГУО "Ясли-сад №117 г.Гомеля" прошёл День Здоровья. Как хорошо вволю побегать, попрыгать и…
14.10.2019 г. в ГУО "Ясли-сад № 117 г.Гомеля" прошло развлечение посвящённое Дню Матери. Этот праздник…
Музыка и математика
13.11.2018 10:43 |
«Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая.» Лейбниц. Пифагор, один из самых первых установил связь между музыкой и математикой. Он создал учение о звуке, изучал философскую математическую стороны звука, даже пытался связать музыку с астрономией. Используя особый инструмент – монохорд, Пифагор изучал интервалы, открывал математические соотношения между отдельными звуками. Развил учение о врачевании болезней при помощи музыки. Он считал, что определенные мелодии могут избавить человека то зависти, ревности, гордыни и других пороков. Математика и музыка - два предмета, два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом. Посмотрим, как музыка влияет на развитие математических представлений у дошкольников? Знание основ музыки приводит к развитию логически точного мышления, наподобие математики. В европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук: музыку изучали наряду с другими, более «полезными» науками. Психологи постоянно подчёркивают, что часть мозга, которая при занятиях музыкой развивается более всего, является определяющей и в понимании слов, и в развитии математических способностей. Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации. Через занятия музыкой дети приобретают развитие математических способностей. У современных ученых есть очень веские доказательства и основания полагать, что прослушивание музыки благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей. Дело в том, что музыкальное восприятие очень сложно, а сама музыка крайне многообразный «материал». Для того, что бы услышать и принять музыку, необходимо «поймать» ее на слух, уловить ритм, громкость, сменяющиеся переливы и интонации мелодии. При прослушивании мелодии работают сразу несколько отделов головного мозга. Занятия музыкой помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления. Музыка и математика - это уникальный инструментарий, описывающий мир. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов. В начале XX века наш знаменитый соотечественник философ А. Ф. Лосев пишет, что музыка есть "выразительное, символическое конструирование числа и сознания. Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно”. А теперь давайте посмотрим, как мы, с вами развиваем математические способности на занятиях музыки. 1. Пение песен про числа, математику, часы и т. д. Например: песня В, Шаинского «Дважды два - четыре» 2. С младшей группы дети знакомятся со звуками – длинными и короткими, т. е. дети узнают, что звуки делятся. А ведь деление школьники начинают изучать только в 8-9 лет, в конце второго класса. 3. Слушая произведения разные по характеру мы их сравниваем - здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения. 4. Основой математических знаний является счет. Самый яркий пример образца счета в ряду художественных средств обучения, традиционно использовавшихся в педагогике, - считалки. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка. 5. При знакомству с формой музыкального произведения используем схемы из геометрических фигур: круг (песня), квадрат,(марш) треугольник.(полька) 6. Когда говорим о высоких и низких звуках, то формируется понятие «расстояние». 7. Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя”, "Музыкальные птенчики” и т. п). Подвижная музыкальная игра "Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра "Веселый круг”, игра-танец "Мы вместе” и т. п.). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества ("Веселый счет”). 8. Разучивание танцев идет под счет. Таким образом, математика и музыка – два полюса человеческой культуры, две системы мышления, тесно связанные между собой: • Музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически. • Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности. Музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе. С уважением к Вам музыкальный руководитель детского сада : Екатерина Владимировна Хорина
|